Производители питьевой воды

Не секрет, что качество водопроводной воды в наши дни оставляет желать лучшего, и растущее число поборников здорового образа жизни стараются использовать для питья и приготовления пищи бутилированную очищенную питьевую воду

 

ImageУже давно, еще с советских времен, россияне активно употребляют обогащенную полезными веществами воду. Но сегодня разнообразие выбора и качества товара превзошло доперестроечные времена; этим мы обязаны как крупным корпоративным монстрам, так и мелким компаниям.
В принципе, все богатство выбора сводится к трем типам минеральных вод, принятых в отечественной классификационной системе: природной минеральной, очищенной питьевой и искусственно минерализованной.
Природная минеральная вода содержит растворенные минеральные вещества и добывается из земли. Традиционно выделяют три класса данной воды: столовая (степень минерализации менее 1 г/л: "Сарова", "Серебряная роса") лечебная (степень минерализации до 10 г/л: "Боржоми", "Ессентуки-4", "Нарзан") и лечебно-столовая (степень минерализации до 15 г/л: "Ессентуки-17", "Лысогорская"). Содержащие большое количество биологически активных компонентов воды с невысокой минерализацией также относят к лечебным. Лечебную воду следует принимать осторожно и только по назначению врача, зато на употребление питьевой воды не накладывается никаких ограничений.
Количество чистой природной питьевой воды ежегодно уменьшается, и производители безалкогольных напитков искусственно очищают воду. Бутилированная питьевая вода (например, “Bon Aqua”, “Aqua Minerale”, "Святой Источник" и т.д.) на деле является водой, очищенной от вредных для здоровья примесей и используемой для питья и приготовления пищи. Самой первой среди искусственно очищенных была вода "Святой Источник", производство которой началось в 1994 г. около г. Костромы. А уже к 2000 г. на отечественный рынок пришли Aqua Minerale (PepsiCo) и Bon Aqua (Coca-Cola); затем настал черед и местных производителей.
Хотя в 1991 г. было отмечено около 200 наименований минеральных вод, к 1994 г. их количество увеличилось в 2,5 раза. Сейчас на российском рынке можно насчитать более 700 наименований, 100 из них поставляется с Северного Кавказа. Рыночный оборот минеральной и питьевой воды в России достаточно велик и составляет 1,2—1,25 млрд. л ежегодно. Наибольшей популярностью (половина объемов продаж) пользуются грузинская вода "Боржоми" и отечественные "Нарзан" и "Ессентуки": до 35% покупателей предпочитают их остальным и выделяют в качестве любимых марок.
Лидер продаж - "Боржоми" - охватывает около 20 % рынка воды в Москве, около 30 % — в Санкт-Петербурге и порядка 10 % - в остальных регионах России. Доля самых крупных рыночных брендов ("Боржоми", "Нарзан", "Святой Источник", Aqua Minerale, BonAqua) составляет около 30%. Остальная часть отдана на откуп местным производителям, сбыт продукции которых обычно ограничивается региональными рамками. Эксперты в своих прогнозах отмечают потенциальный рыночный рост натуральных минеральных и очищенных питьевых вод. При этом пальма первенства в динамике роста отдана природным минеральным водам.
Материалы исследований компании «Бизнес Аналитика»представляют следующую картину российского рыночного рейтинга минеральной и питьевой воды: в Москве третья, четвертая и пятая строчки отданы GG& MW Co. N.V. (торговая марка «Боржоми»), Nestle Waters (торговая марка «Святой источник») и ЗАО «Кавминводы» (торговая марка «Новотерская») соответственно. В регионах же дело обстоит принципиально иначе: в 19-ти крупных городах компания GG& MW Co. N.V. занимает только девятую строчку, а Nestle Waters и ЗАО «Кавминводы» даже не вошли в десятку лидирующих производителей. И наоборот, производители, оказавшиеся на третьей (ОАО «Нарзан», торговая марка «Нарзан»), четвертой (ООО «Фирма «Меркурий», торговая марка «Меркурий», «Биба») и пятой (ООО «Аква», торговая марка «Раифский источник») строчке рейтинга, актуального для 19-ти крупных российских нестоличных городов, вообще не присутствуют в десятке ведущих производителей московского рейтинга, кроме ОАО «Нарзан», занявшего шестую строчку.
Таким образом, нельзя не отметить, что сложившаяся на российском рынке минеральной и питьевой воды ситуация выделяет производство безалкогольных напитков в наиболее динамично развивающуюся область, лидирующие позиции в которой занимают международные корпорации The Pepsi Bottling Group (торговая марка «Аква минерале») и The Coca-Cola Company (торговая марка «БонАква»).